страницы А.Лебедева [pagez.ru]
Начало: Святоотеческое наследие

Преподобный Ефрем Сирин
Толкование на Четвероевангелие. Глава четвертая

"И Сам Иисус был годов около тридцати (Лк.3:23)", когда пришел принять крещение от Иоанна, - что сделал, дабы постыдить маркионитов. Ибо если бы не облекся плотию, то зачем бы приступил к крещению. Ведь, Божественная природа не нуждается в крещении. Далее, то, что Он был тридцати лет, также удостоверяет нас в Его человечестве. И говорит: "оставь теперь, чтобы нам исполнить всякую правду (Мф.3:15)", поелику освободители и цари от священников получали помазание и закон. Как облекся плотию и открылся, как подверженный нуждам (тела), так и к крещению приступил для того, чтобы засвидетельствовать истинность своего человечества, - преимущественно же для того, чтобы крещением Своим положить конец крещению Иоанна, так как Он снова крестил тех, кои крещены были Иоанном. Этим показал и сделал ясным, что Иоанн только до Его прихода совершал крещение, ибо истинное крещение открыто Господом нашим, Который соделал его свободным от наказаний закона.

И говорит: "оставь теперь", дабы не входить вором во двор овчий и чтобы постыдить фарисеев, кои по гордости презирали крещение Иоанна, и вместе с тем почтить смирение своего вестника, как сказано: "всякий, кто унижает себя, возвысится (Мф.23:12; Лк.14:11; 18:14)". И поелику Иоанн объявил: "я недостоин развязать ремень обуви Его (Мк.1:7; Лк.3:16; Ин.1:27)", то Господь наш взял его десницу и возложил на главу Свою. "Оставь, чтобы исполнить нам всякую правду", ибо Иоанн был как бы пятою закона ("закон и пророки до Иоанна" - Лк.16:16), Христос же - началом нового завета. Итак, Христос чрез крещение облекся правдою ветхого завета,; дабы принять совершенное помазание и Своим ученикам передать его полным и неповрежденным; ибо крещению Иоаннову положил конец вместе с законом. Христос крещен был в правде, так как был без греха, но сам крестил в благодати, так как прочие люди были грешниками. Закон отменил Своею правдою, и крещение прекратил Своим крещением.

Далее: "(чтобы) нам исполнить всякую правду", поелику Иоанн был придверником овчим, в котором собрано и соединено было стадо Израильское. Итак, Господь вошел в стадо не силою, а правдою. И Дух Святый, который почил на Нем во время крещения, засвидетельствовал, что Он (именно) есть пастырь: ибо чрез Иоанна Он получил пророческое и священническое достоинство. Царское достоинство дома Давидова получил (еще) чрез рождение, так как рожден был из дома Давидова, священство же дома Левина (принял) чрез второе рождение в крещении сына Ааронова. Кто уже верует, что на земле у Него было второе рождение, тот да не сомневается и в том, что посредством этого второго рождения в крещении Иоанна Он принял священство Иоанна. Хотя в тот день крестились многие, (однако) Дух сошел на Одного и (на Нем) опочил, дабы Тот, Кто по виду не различествовал от прочих, этим знамением был отделен от всех. И поелику в крещении Его низшел Дух, посему чрез крещение Его дарован был Дух. "Тотчас Дух Святый возвел Его в пустыню для искушения от диавола (Мф.4:1)". Почему же (диавол) не искушал Его до тридцатилетнего возраста? Так как не было с неба ясного знамения Божества Его и так как Он открылся в смиренном виде, как и всякий другой человек, и еще не имел величественных свидетельств в народе, то и сатана отлагал искушение Его до тех пор, пока все это не обнаружится. И когда услышал: "вот грядет агнец Божий, и Он вземлет грехи мира", сильно, конечно, изумился, но выжидал Его крещения, чтобы видеть, будет ли Он крещен, как нуждающейся в крещении.

Когда же по причине света, явившегося над водою, и гласа, ниспавшего с неба, узнал, что Он низшел в воду, как исполняющий нужды, а не как нуждающейся явился к крещению, то, рассуждая в себе, сказал: если я в борьбе и чрез искушение не испытаю Его, то не смогу узнать, кто - Он. Кроме того, это произошло (еще) потому, что Благодетелю не надлежало противиться желанию того, кто пришел Его искушать. Иначе он не осмелился бы к Нему прикоснуться и водить (Его), поелику не знал, каким образом Его искушать. Сатана не прежде приступил к искушению, чем Господь Сам приготовил Себя к борьбе и силою Духа облекся на битву.

"Возвел Его Дух Святый в пустыню для искушения от диавола", коему по своему обыкновению не хотел противиться для того, чтобы слышащие о сем не пали духом, думая, что Он потому не хотел вступить в борьбу с искусителем Своим, что был не в силах преодолеть (его); - и в особенности для того, чтобы никто из неверующих не имел предлога говорить, что Дух позднее и ниже Сына. Если бы возвел Его только на борьбу и битву, а не к чести также и покою, то, быть может, правильно бы сомнение овладевало теми спорщиками, кои пытались сие исследовать. Но если Дух ниже Сына, то почему Духу дана власть возводить Его в пустыню? Ибо Он открыл Себя, как обладающей такою властью, когда возводил Его в пустыню. А что Дух возвел Его в пустыню (именно) для искушения от диавола, то сие есть тоже самое, что говорится в ином месте: "никто не может войти в дом сильнаго и похитить сокровище его, если прежде не свяжет сильнаго, и тогда будет похищать сокровище его (Мф.12:29)". Итак, (сначала) связал сильного и победил внутри дома его, потом положил начало проповеди. Сверх того открыл нам путь поста, дабы при помощи его мы побеждали прельщения сатаны.

"И после того как постился сорок дней, взалкал (Мф.3:2)", - сие произошло для поражения врага. дабы явно пред всеми представить его, как обвиненного и осужденного; вместе с тем (Господь) Своими словами научил нас, что в подобных обстоятельствах мы должны алкать одного только слова Господня. Почему же о Моисее и Илии нигде не показано, что они алкали, о Господе же написано, что Он взалкал? Думаю, что (так сделано), во первых, по той причине, чтобы (само) Писание сокрушило тех, кои говорят, что Он не принял плоти; затем, - для того, чтобы дать повод сатане приступить к искушению и сказать: "скажи камням сим, дабы они сделались хлебом (Мф.4:3)". Господь не сделал этого, чтобы не исполнять желания грешника. Чего диавол просил относительно (стада) свиней, то (Господь) позволил ему (Мф.8:28; Мк.5:1; Лк.8:26) не для того, чтобы исполнить в чем-либо его желание, но чтобы дать знамение, так как никто из (жителей) города Гергесинского не хотел выйти на встречу Ему, пока Он не сотворил там чуда.

Диавол, не смущенный первым искушением, "повел и поставил Его на крыле храма (Мф.4:5)". И вот, даже доселе это место возвышенно, хотя храм и разрушен, как Сам (Господь) сказал: "не останется в нем камня на камне (Мф.24:2)". Но место, на котором стоял, как (некое) знамение сохранилось. Говорит Ему: "бросься вниз на землю, ибо написано, что сохранят Тя, да не преткнется о камень нога Твоя (Мф.4:6; ср. Пс.90:11-12)". О, искуситель! (ведь) если на Христе исполняется псалом, то разве не написано там: "на хребте своем воспримет Тебя (ср. Пс.90:4)"'? Не может того быть, чтобы способные летать падали, так как воздух под их крыльями столь же тверд, как земля. Разве еще не написано: "на аспида и василиска наступишь (Пс.90:13)".

Но то, что ему нужно было, он взял из Писания, а что противоречило ему, то опустил. Так и еретики берут из Писания то, что нужно им для своего соблазнительного учения и опускают то, что противоречит их заблуждению, дабы сим образом ясно показать себя учениками этого учителя.

"Опять взял Его (диавол) и привел на некоторую весьма высокую гору и говорит Ему: мои суть все царства (Мф.4:8; Лк.4:6)". На основании сих слов безумствующие думают, что диавол имеет какое-то владение. Здесь также остается в силе то, что я сказал (о еретиках) выше: что им противоречит, то опускают, а иное, что им благоприятствует, принимают. Посему, если на основании слов: "мои суть" они приписывают ему некое владычество, то (все-таки) они так далеки от того, чтобы научить нас истине, что более сами изобличаются тем же, посредством чего думают победить. Ибо пусть взвесят слова, какие присоединяет (диавол): "мне дано (сие - Лк.4:6)", которые научают, что Творец сил царств, есть иной, Коим они и даны ему. Далее говорит: "над всем сим я имею власть (Лк.4:6)" - не так, как бы по своей природе он имел власть, но потому, что сами люди того хотели; ибо Писание говорит: "кому вы отдаете себя в рабство и послушание, того вы и рабы и пр. (Рим.6:16)".

"Пади на лице Свое и поклонись предо мною (Лк.6:7)", каковые слова ясно показывают гордость и дерзость того, кто от начала хотел быть Богом. Плоть Господа нашего всех облеченных плотью наставляет, что тот, кто нагим нисходит на битву, будет побежден, ибо плоть Христа сначала облеклась оружием воздержания, а затем (уже) приступила к борьбе. Итак, потребно сильное оружие против того, который посылает стрелы пылающие и изощренные (Еф.6:16). "Скажи камням сим, чтобы они стали хлебом". Послал стрелу, возбуждающую к насыщению, дабы при алчбе, которую испытывал Господь после поста, смутить Его и таким образом искусить Господа. Но Господь не хотел, чтобы голод возобладал над Ним, поелику Его голод облекся постом, как бы панцирем. Таковой голод отбросил стрелу сытости в искусителя, дабы того, кто склоняет к сытости внешней, научить, что есть еще сытость внутренняя, которая (во вне) не обнаруживается. "Не хлебом одним живет человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих (Мф.4:4; Лк.4:4; Втор.8:3)". Итак, подпал искушению тот, кто явился для того, чтобы искушать, и изобличен был посредством того же, чем хотел поучать. "Если Ты - Сын Божий, то скажи камням сим, чтобы они тотчас же стали хлебом". Этими словами уста сатаны засвидетельствовали, что Тот, Кто от Бога (исшел), может камни сделать хлебом.

Итак, сатана посредством своих же собственных слов обличен был Господом. Ибо, если Бог может камни обратить и сделать хлебами, то пусть искуситель узнает, что Бог и без хлеба может насыщать. Если он может камни обратить в хлеб, то может также и голод обратить в сытость. Ибо для того, кто вещество несъедобное обращает в пищу, не трудно и природу голода обратить в сытость, - не так, чтобы совершить наполнение какою-либо вещью, но так, чтобы самый голод сделать сытостью, подобно тому, как и искуситель требовал, чтобы Он самый камень сделал хлебом. Итак, на горе Господь попрал похоти искусителя и бросил в бездну, дабы попрали их те народы, кои когда-либо были попираемы ими. Вместо них он предоставил всем полноту благодати, дабы господствовала над всеми та, которая некогда у всех была в попрании (Рим.5:17).

Как Фараон потоплен был в водах, в которых он умерщвлял младенцев (еврейских), так и Давид отрубил голову Голиафа мечем, которым тот убивал многих. Моисей таинством креста доверился морю и разделил его, и Давид таинством камня (ср. Деян.4:11) поразил и умертвил Голиафа, а когда Господь был искушаем сатаною, слово уст Его осудило сатану. Фараон потоплен был в водах, в которых потоплял (младенцев), Голиаф убит был мечем, которым (сам) убивал, а сатана плотью, которую погубил, был побежден и изобличен в том, что он - не Бог. По подобию трех погружений, посредством коих крестился Спаситель, Он был (трижды) и искушаем. Говорит (сатана): "скажи, камням сим, дабы они стали хлебом", поелику хлеб есть средство питания для рожденных от жены. Еще: "царства и славу их я дам Тебе (Лк.4:6)", ибо таково есть обетование закона. И опять: "бросься вниз на землю", что значит сойти (в землю) чрез смерть. Но Христос ничем этим не был смущен; когда диавол показывал Ему роскошь, Он не радовался, когда внушал страх, не пал духом, но шествуя по пути Своему исполнил волю Своего Отца.

Итак, все сие, что одно после другого ни предлагал сатана Животворцу, не доставила ему никакой скорби. Ибо наши скорби чрез Христа доставляют нам утешение и все мы в страданиях Его обретаем покой. Чего бы мог убояться Христос, зная, что Он не может потерпеть вреда? В нас (же) часто возникает страх, ибо мы верно знаем, что можем подвергнуться вреду.

Сверх того, те, кои говорят, что Господь наш по причине рождества навлек (на Себя) нечистоту, не понимают, что они находятся в заблуждении, и не могут быть научены, потому что надуты гордостью, равно как и не страшатся, потому что остаются нераскаянными. Ибо земля, на которую (Господь) пришел, не различествует по существу от утробы, поелику на ней обретается всякая нечистота. А Господь вошел даже в гроб, который из всех вещей наиболее ужасен и нечист. Далее, - что прежде всего должно заметить, - потому не навлек (на Себя) нечистоты, что сказано, что тела суть храм Божий; ведь ясно, что для Бога нет ничего нечистого в том, чтобы обитать в Своих храмах. Но поелику Он должен был умертвить смерть и изгладить следы ее, то и начал дело с самого корня, потому что где плоть, там и смерть; корень же плоти есть утроба, ибо там плоть начинает образоваться и там (же) смерть начинает ее разрушать. Ведь, у многих женщин плод умирает в тот же месяц, в который зачат, или во второй, третий, четвертый и какой угодно. Итак, поелику смерть начинает с утробы и оканчивает гробом, что иное надлежало сделать Преследователю смерти, как (только) начать борьбу с нею от утробы и продолжить ее до конца во гробе, который служит вратами смерти?

Итак, рассмотри, каким образом хотел Живый во всех возрастах человека преодолеть и сокрушить смерть. Сделался плодом, и смерть не могла Его разрушить в утробе. Стал младенцем, и питающегося молоком смерть не смогла сокрушить. Стал отроком, и в учении, коему Себя подвергнул, смерть была не в состоянии привести Его в расстройство. Стал юношей, и в стремлениях Его юности смерть не смогла представить Ему соблазна. Стал учеником, и посредством лукавства смерть не смогла Его победить. Стал учителем, и смерть не смогла обличить Его против истины, которой Он учил. Был наставником, и в заповедях, какие Он дал, не могла Его подстеречь. Был в зрелом возрасте, и посредством убийства (смерть) не могла Его устрашить. Умер, и ужасный гроб не мог Его удержать. Он не был захвачен болезнью, поелику был врач, и не заблуждался, поелику был пастырь, не преступил заповеди, поелику был учитель, не споткнулся, поелику был свет. Вот тот путь, который Христос от начала до конца, от зачатия до воскресения, открыл и указал Своей церкви.

Итак, если церковь есть тело Его, как сказал Павел (Еф.1:23-4,16, Кол.1:18-24, 2-19 и др.), свидетель Его, то веруй, что и она чрез все сие прошла без всякого повреждения. Как осуждением одного Адама все тела умерли и должны будут умирать, так победою сего одного тела Христова вся церковь жила и будет жить (Рим.5:15 сл.). Но как тела, - поелику они согрешили, то они и умирают, и их мать земля проклята, - так ради сего тела, которое есть сама церковь, недоступная разрушению, земля его от начала благословенна; ибо земля церкви есть тело Марии, в которой она была насаждена. Заметь, что и в самом деле ангел, явившийся, дабы как семя положить ее в уши Марии, ясным голосом так начал посевать семя: "радуйся, говорит, благословенная между женами (Лк.1:28)". И затем Елисавета, утверждая слово (ангела), сказала: "благословенна Ты между женами (Лк.1:42)", дабы видно было, что ради первой матери, которая проклята, вторая мать ясными словами названа благословенной.

Сие сказало (Писание): "отступил (диавол) от Него до некотораго времени (Лк.4:13)", то есть, пока не приготовился к тому, чтобы посредством клеветы и ненависти книжников воспрепятствовать победе Господа. Но как в начале, так и в конце был побежден, поелику Господь смертью Своею славно восторжествовал над ним. "Отойди сатана (Лк.4:8)", (сказал Господь) и обличил его, так как он безмерно лгал, говоря: "мое есть царство", не устрашившись того, что говорит Писание: "Бог владычествует над всеми царствами человеческими, и кому хочет, дает (их) (Дан.4:14)". Итак, сим изречением была отражена дерзость и гордость сатаны, и более он уже не мог противостоять слову Его. Сие Господь сделал, дабы показать, какую силу имеет прещение Его истины, и дабы наставить Своих верных, что они несомненно получат все блага по дару Его. "Пришли ангелы и служили Ему (Мф.4:11)", дабы на примере показать нам, что после крещения мы должны подвергнуться искушению и после искушения вступить в царство небесное.

Так как ученики Иоанна слышали сию беседу своего учителя с Господом, то оставили его и последовали за Господом (Ин.1:35-41). Поелику "глас" не мог удержать у себя учеников, посему послал их к "Слову". Именно, с явлением солнечного света прилично было, чтобы свет светильника сокрылся. Ибо по той причине Иоанн и пребыл в живых, дабы крещением Христа окончить свое крещение; затем умер и в самом гробе был неустрашимым (Его) вестником, как некогда и в утробе матери, которая есть образ гроба.

Говоря: "нашли Христа (Ин.1:41)", показывает, что весть о (рождении) Христа непрерывно сохранялась со времени волхвов и усилена была Иоанном, который крестил Его, и свидетельством Духа. (Когда) же после того Господь удалился и на время Своего сорокадневного поста опять скрылся, то сокрушенные души сильно желали вести о Нем, ибо были сосудами Его (избранными) (ср. Деян.9:15), как и (Сам) сказал: "Я избрал вас прежде бытия земли (ср. Ин.15:16; 1Пет.1:20; Еф.1:4; Ап.17:8)". Избрал же галилеян, народ без разумения (ибо пророки назвали их народом без разумения и жительствующим во тьме, которые увидели свет), дабы постыдить искусных в законе. "Избрал, - говорит, - неразумных мира, дабы ими посрамить мудрых (1Кор.1:27)". "Может ли быть, чтобы из Назарета произошло что-либо доброе (Ин.1:46)?" Так ответил потому, что написано было, что Христос родится из дома Давидова и из Вифлеема, тот же сказал, что Он (Христос) явился из Галилеи и родился в Назарете. "Может ли быть, чтобы из Назарета произошло что-либо доброе?" - поелику пророк сказал, что в Вифлееме восстанет вождь и князь. Услышал Нафанаил, что Он из Назарета, посему и спросил: "разве благой князь может прийти из Назарета, если сего не говорит о Нем Писание?" Так как Господь видел, что он высказал доброе о Нем свидетельство, поелику не был подобен тем книжникам, которые, занимаясь чтением Писания в коварных и превратных целях, по своему произволу изъясняли его, посему возразил: "вот истинный книжник Израильтянин, в котором лукавства нет (Ин.1:47)". Ибо, прежде чем узнал Господа, спросил: разве из Назарета, как и из Вифлеема, может произойти князь? - и после того, как увидел Его своими глазами, не отверг Его, как прочие книжники, и более ни о чем не спросил, как (делали) другие, но исповедал; "сей есть Христос (Ин.1:49)", и признал, что на Нем исполнилось то, что написано о Вифлееме и Назарете, именно: "из Вифлеема произойдет вождь (Мих.5:2; Мф.2:6), и над галилеянами воссиял свет. "Народ, - говорит, - ходивший во тьме, увидел свет великий (Ис.9:1,2; Мф.4:15)".

Чин и празднество Апостолов Господних

Пришли ловцы рыб и сделались ловцами людей, как и написано: "вот, Я посылаю охотников, и будут брать вас на всех горах и холмах (Иер.16:16)". Ибо если бы послал мудрых, то можно было бы сказать, что они или чрез убеждение уловили людей или обошли (их) хитростью. И если бы послал богатых, то опять сказали бы, что они щедростью жизненных средств обольстили народ или захватили власть посредством раздачи денег. Таким же образом и о сильных стали бы утверждать, что, изумивши своею храбростью, они пленили (народ) или насильно покорили (его). Но Апостолы ничего из этого не имели, что Господь и сделал ясным для всех на (примере) Симона, Ибо этот был робок, так как словами служанки приведен был в страх (Мф.26:69-70). Был беден, так как даже за себя не мог уплатить подати, именно полстатира (Мф.17:24-27), и так как (сам) говорит: "золота и серебра не имею (Деян.3:6)". И был простолюдином, так как, начавши отрицать Господа, не знал, под каким предлогом скрыться. Итак, явились рыболовы и победили сильных, богатых и мудрых. Великое чудо! будучи слабыми, они без всякого насилия привлекли сильных к учению своего учительства, и, будучи бедными, научили богатых, и простолюдины сделали своими учениками мудрых и мужей великой науки. Наука земная уступила свое место той науке, которая есть наука наук.

Святой Ефрем Сирин. Творения. Т.8. Репринтное издание. - М.: Издательство "Отчий дом", 1995, с.56-70.
 


Copyright © 2001-2007, Pagez, webmaster(a)pagez.ru