страницы А.Лебедева [pagez.ru]
Начало: Святоотеческое наследие

Преподобный Ефрем Сирин
Толкование на Четвероевангелие. Глава вторая

"Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом прежде, чем она дана была мужу, оказалось, что она имеет во чреве от Духа Святаго (Мф.1:18)". Сие сказал Евангелист не в бесчестном смысле, подобно тому, как язычники баснословят в своих повествованиях, что боги их были так низки, что отдавались постыдной усладе страстей и противоестественному рождению детей. Посему, дабы и ты, когда слышишь сие о Марии, не заподозрил такового же, что баснословят язычники, прибавляет, что от Духа она оказалась имущею во чреве, а отнюдь не от супружества родила. Ибо ее святым зачатием открывался вход Божественному Милосердию, дабы оно обитало во всякой плоти. А что Мария прежде была обручена и приняла имя своего мужа, а потом зачала во чреве, то сие произошло ради преемства царей, так как невозможно было, чтобы младенец вписывался в родословную по имени своей матери; по сему же основанию сын Давида приписан был к царям. Или сие произошло ради коварных людей, которые стали бы возводить на Марию клевету прелюбодеяния; посему она дана была мужу кроткому, который удержал ее, когда она оказалась непраздною, и не изгнал из дома, когда родила, но жительствовал с нею и оказался добровольным союзником подверженной клеветам. Он был свидетелем за Марию пред всеми, что сын ее явился не по любодеянию, но зачат был силою Духа.

Родился же без мужа. Как от начала Ева явилась на свет от Адама без сопряжения, так и Мария была Иосифу и девой и женой. Ева родила убийцу, посему Мария родила Животворца. Та родила пролившего кровь брата своего, сия родила Того, Чья кровь пролита Его братьями. Та узрела того, который вследствие проклятий земли находился в трепете и скитался (Быт.4:11.12), а сия узрела Того, Кто подъял проклятия и гвоздями прибил на древе креста. В зачатии Девы научись, что Тот же, Кто без сопряжения произвел Адама из девственной земли, образовал и второго Адама в утробе Девы. И поелику первый человек возвратился в утробу матери своей, то чрез сего второго, Который не возвращался в утробу матери своей, возведен и тот первый, который погребен был в утробе матери своей.

Мария старалась убедить Иосифа, что ее зачатие было от Духа, но он не соглашался, так как дело было неслыханное и совсем новое. Когда Иосиф видел лицо ее радостным, чрево же непраздным, он из-за своей праведности помышлял о том, чтобы не подвергать ее бесчестию и позору, но молча отпустить, ибо ни греха ее не знал, ни о зачатии ее не был уверен, откуда оно произошло. "Посему явился ему Ангел и сказал: не бойся (Мф.1:20)". Ибо если ты сомневаешься, то услышь пророка Исаию, глаголющего: "се, дева зачнет (Ис.7:14)", и Даниил говорит: "камень отсеченный без (содействия) руки (Дан.2:34)". Сие не подобно другому изречению: "взгляните на гору и долину", в каковом месте указывает мужа и жену, здесь же сказал: "без (содействия) руки". Как Адам в создании Евы исполнил дело отца и матери, так и Мария в рождестве Господа нашего.

"Иосиф, будучи мужем праведным, не хотел огласить Марию (Мф.1:19)". Но вот, праведность его враждебна и противна закону, который сказал: "рука твоя прежде всех должна начать побивать ее камнями (ср. Втор.17:7)", а он хотел тайно отпустить ее. Но Иосиф знал, что сие зачатие было особенное и что случились вещи, несвойственные положению женщин и состоянию беременных новобрачных, каковые все признаки давали ему знать, что дело сие произошло от Бога. Ибо никогда ни в чем он не замечал в Марии чего-либо постыдного и не мог не верить той, которая имела многие свидетельства - Захарию немого, Елисавету зачавшую, возвещение Ангела, взыграние Иоанна и пророчество его отца; ибо все это со многим другим возвещало о девственном зачатии. Посему праведно он помыслил о том, чтобы тайно отпустить ее. Ибо если бы он знал, что зачатие ее произошло не от Духа Святаго, то было бы несправедливо не огласить ее.

Однако же хорошо зная, что сие есть дело Божие, хотя дивное само по себе, но для других невероятное, он рассудил в своем уме, что справедливо будет отпустить ее. Кроме того, помыслил, что, быть может, столь великому делу каким-либо образом причинено будет что-либо нечистое, если они будут сожительствовать вместе. И тщательнее размышляя в себе, сказал: не знаю, не будет ли мне какого-либо греха, если назовусь отцом Божественного рождения. И боялся жительствовать с нею, говоря: да не погублю как-либо имя девы. Посему Ангел сказал ему: "не бойся принять Марию (Мф.1:20)". Продолжает Писание: "свято жительствовал с нею и т.д. (Мф.1:25)". И потому, как говорят некоторые, убили Захарию, что он охранял Марию в пристройке храмовой, ибо девы те собирались в одной части храма. Другие говорят, что Захария был убит пред алтарем - как сказал Господь (Мф.23:35), - потому что, когда при избиении младенцев у него потребовали сына, он спас его бегством в пустыню. Есть такие, кои осмеливаются говорить, что Мария после рождества Спасителя была женою Иосифа. Но каким образом могло быть, чтобы та, которая была жилищем и обителью Духа и которую осеняла Божественная сила, сделалась потом супругой смертного человека и рождала в болезнях по подобно первого проклятия? Ибо, если Мария благословенна между женами, то чрез нее разрешены первоначальные проклятия, по которым дети рождаются в болезнях и проклятиях. Та, которая рождает в сих болезнях, не может быть названа благословенной. Но как Господь вошел вратами заключенными, таким же образом и изшел из девственной утробы, так как дева сия без болезней рождения действительно и истинно родила. Если ради Ноя звери в ковчеге сделались целомудренными и кроткими, то тем более деве, возвещенной пророком, в которой обитал Еммануил, надлежало не приступать к брачному сожитию. Звери Ноя делали это по необходимости, Мария же по воле. Как в чистоте зачала, так в святости и пребыла.

Если сыновья Аарона были умерщвлены за то, что внесли (в святилище) огонь нечистый (Лев.10:1.2), то сколь великим наказаниям была бы подвергнута сия? И если продавцам, примешивающим воду к вину, закон полагает наказания, то тем более и здесь последовал бы приговор осуждения. Если же на основании того, что некоторые ученики именуются братьями Господа, думают, что они были детьми Марии, то пусть знают, что и Сам Христос называем был сыном Иосифа, и, притом, не только иудеями, но и Марией, материю Своей; "Вот - говорит, - я и отец Твой с печалью и скорбию повсюду искали Тебя (Лк.2:48)". Что ангел повелел Иосифу принять Марию жену (Мф.1:20), то сие было сделано для того, чтобы удалить подозрение у тех людей, которые могли клеветать на нее, преимущественно же для того, чтобы Иосиф охранял ее, дабы она не была убита теми, кои по причине зачатия имели подозрение относительно ангела. Ибо великим соблазном было для них рождение (сына) девою, так как веровали и знали, что с рождением (сына) от нее город их будет разрушен и священство и царство отменятся. Посему также и пророка Исаию убили за то, что он возвестил о деве, что она (зачнет) и родит. Итак, дева родила первенца, и девство ее пребыло непорочно и ненарушимо. Сам же первенец родил нас в крещении и своими дарами сделал первенцами; ибо в лоне крещения нет ни старшего, ни младшего, так как все мы - первенцы верою, и на нас исполнилось то, что говорит Писание: "всякое перворожденное, отверзающее утробу, святым Господу наречется (Исх.13:2; Лк.2:23)". Ибо крещение принимает нас (в свое лоно) загрязненными в грехах и как бы ржавчиною поврежденными и возрождает из лона своего очищенными от греха.

"В святости жительствовал с нею, доколе родила первенца (Мф.1:25)". В обратном порядке сказаны (сии) слова. Сначала, конечно, взял ее, а потом жительствовал с нею в святости; между тем читается так: "жительствовал с нею в святости и взял ее". "Взял ее", говорит Писание, потому что после зачатия был наименован ее мужем. Или слова: "в святости жительствовал с нею", можно понимать так, что при виде ее вожделение никогда не приходило в его помысел. "Доколе родила первенца", т.е. в рождестве первенца уверовали и узнали, что не от человеческого естества оно произошло, но было действием Божественным.

Еще: "в святости жительствовал с нею, доколе родила первенца". Сия святость была делом необходимости, хотя и при содействии их собственной воли; но святость, которую они соблюдали после рождества Господа нашего, была делом их свободы. Говоря "доколе", (Писание) и определяет это время необходимости и конец его обозначает. Далее: "в святости жительствовал с нею, доколе она родила первенца". Если это было так, то, по-видимому, должно (отсюда) следовать, что после рождения Иосиф (уже) не жительствовал с нею в святости, так как (Писание) сказало: "доколе". Но "доколе" в сем месте не обозначает какого-либо предела, - точно так же, как и в следующем месте: "сказал Господь Господу моему, седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих под ноги Твои (Пс.109:1)". В противном случае говорилось бы (в этих словах), что, когда враги будут положены под ноги Его, Он Сам должен будет встать. "В святости жительствовал с нею". Итак, неужели не свято супружество, когда Апостол свидетельствует и говорит: "ложе их свято"? Если же скажут: вот в Евангелии упоминаются братья Господа нашего, то отвечаю: так как Господь наш передал Марию Иоанну, то (этим) показал, что как эти ученики не были детьми Марии, так и Иосиф не был ее мужем. Ибо каким образом Тот, Кто сказал: "чти отца твоего и матерь твою", мог бы отделить мать от детей и передать Иоанну?

"Записывался каждый в своем городе (Лк.2:3)" - так как Израиль был рассеян и Иудея порабощена и так как истинны суть свидетельства, изложенные в родословии царей. Итак, сказал, что рождество Христа было во дни Августа. Почему же эта первая перепись по земле произведена была в то время, когда родился Господь? Потому что написано: "не прекратится князь от Иуды и властитель от чресл его, доколе приидет Тот, Коего владение (царство) есть (Иуда)". Из того, что при Его явлении произведена была перепись, да будет ясно, что во время рождества Его язычники господствовали над народом, который прежде сам повелевал (ими), дабы исполнилось то, что сказало (Писание): "и на Него язычники уповать будут (Ис.11:10; Рим.15:12)". Итак, в это время пришел, поелику царь и пророк прекратились.

"Ныне родился вам Спаситель (Лк.2:11)". Не говорит: родился человек, дабы сделался он Спасителем, или, дабы Он сделался Христом, но: "ныне родился вам Спаситель", который и есть именно Спаситель. И не сказал, который должен сделаться Христом Господним, но: "который уже есть Христос Господа (Лк.2:11)".

Поелику (сим) было положено начало к устроению мира, то ангелы провозгласили "славу в вышних и мир на земле (Лк.2:14)". И так как земные возвышались к небесным, то возгласили славу на земле и мир на небе. В то время, когда Божество низошло и облеклось человеческим естеством, ангелы воззвали мир на земле. Когда же человеческое естество, соединенное с Божеством, должно было возвыситься до того, чтобы воссесть одесную (Бога), тогда дети возвестили пред ним мир на небесах, говоря: "благословение в вышних (Мф.21:9.15)". Отсюда и Апостол научился говорить: "умиротворил кровию креста Своего то, что на небе, и то, что на земле (Кол.1:20)".

Еще для того ангелы "слава в вышних и мир на земле" и дети "мир на небесах и слава на земле" говорили, чтобы показать, что как благодать и милосердие Его радуют грешников на земле, так покаяние последних радует ангелов на небесах. Богу слава от свободной воли, и тем, на кого Он прогневан, мир и примирение, и тем, кои виновны были, надежда и прощение. Пастырям первоначально было возвещено сие, дабы никто из тех, кто жительствует в пустыне, не падал духом, но наипаче соблюдая себя, в обетованиях истинного пастыря имели мир. "Слава в вышних Богу и мир на земле", - не бессловесным и бездушным, но добрым сынам человеческим надежда.

"Ныне отпускаешь раба Твоего (Лк.2:29)", - поелику он (Симеон) носил утешение народа и на руках держал наследие Израиля. Иное толкование: так как он взирал на Того, народом Коего и был Израиль, то сказал: "ныне отпускаешь раба Твоего в мире" - так же, как закон и священство. Слова: "отпускаешь раба Твоего в мире" сказаны, конечно, о Симеоне, но обозначают и закон. Симеон и Моисей отпустили его, и именно в мире; ибо не по вражде произошло отпущение закона, но в любви и мире соделал его отменение. Что говорит (затем): "се видели очи мои милосердие Твое, которое Ты уготовал пред всеми народами (Лк.2:30,31)", - сие согласно с другим местом: "его будут ожидать все язычники (Ис.11:10)". Что говорит (далее): "се, стоит сей на падение и на возстание (Лк.2:34)", - это есть тоже самое, что говорит Писание в ином месте: "се полагаю в Сионе камень преткновения, и тот, кто верует в него, не постыдится (Ис.8:14; 28:16; Рим.9:33)". Или так понимай: на падение и восстание народа и язычников, или на падение неправды и восстание правды.

"И в знамение пререкания и тебе самой душу (Лк.2:34.35)", - так как различно думали о Нем многие еретики. Ибо некоторые говорили: тело бесстрастное Он принял, другие же говорили: не в истинном теле Он совершил Свое домостроительство. Иные говорят, что тело Его земное, другие - небесное. Некоторые еще говорят: Он существовал прежде земли, другие же: начало Его было в Марии. "Пройдет меч (Лк.2:35)". Поелику тот меч, который ради Евы ограждал рай, был устранен чрез Марию. Или: "Пройдет меч" т.е. отрицание. Но греческий текст ясно говорит: "да откроются во многих сердцах помышления (Лк.2:35)". Именно, помышления тех, которые сомневались. Ибо, говорят, Мария дивилась и о рождестве и о зачатии Его и другим рассказывала, как зачала и почему родила, и некоторые, удивляясь слову ее, укреплялись, но были и такие, которые сомневались о том.

Явилась звезда, поелику пророки прекратились. Шла звезда, дабы показать, кто был Тот, к Которому устремлялись вещания пророков. Ибо как ради Езекии солнце с запада пошло к востоку, так и ради Младенца, Который был в яслях, звезда от востока пошла к западу.

Итак, те, предки, ради знамения солнца подвергли Израиля осуждению, эти же, потомки, пришли, чтобы тот же народ постыдить принесенными дарами. Волхвы пришли со своими знамениями, как пророки, и засвидетельствовали о рождении Его. Сие же произошло для того, чтобы Он, когда явится, не был принят, как чужестранец, но чтобы вся тварь знала о рождестве Его. Захария стал немым, и Елисавета зачала, дабы вся земля извещена была о явлении его.

Далее, сия звезда при восходе и заходе сама управляла своим движением, как звезда блуждающая и подвижная, так как управлялась воздухом небесным, но к небу не была прикреплена. Скрылась же для того, чтобы они не пришли в Вифлеем прямым путем. Для смущения Израиля Бог скрыл звезду от волхвов, дабы когда они явятся в Иерусалим, книжники истолковали им о рождестве Его и таким образом они получили бы истинное свидетельство и от пророков, и от священников. Затем, сие произошло для того, чтобы они не подумали, что есть какая-либо иная сила, кроме "покоя" Того, Кто обитал в Иерусалиме, - подобно тому, как и старейшины приняли от духа, бывшего в Моисее (ср. Числ.11:17), дабы кто не подумал, что есть какой-либо иной дух.

Итак, жители Востока просвещены были звездой, между тем как Израильтяне ослеплены были солнцем омрачившимся. Итак, сначала Восток поклонился Христу, как и говорит (Писание): "Восток с высоты даст свет (Лк.1:78)". После того, как звезда провела их к Солнцу, она достигла своего предела и, после того как возвестила о Нем, окончила свой путь. Подобно сему, Иоанн был гласом, возвещавшим о Слове; когда же (Само) Слово было услышано (людьми) и воплотилось, и открылось, глас, приготовлявший Ему путь, воскликнул: "Ему должно расти, а мне умаляться (Ин.3:30)". Волхвы, поклоняющиеся светилам, не имели бы повода идти к Солнцу, если бы звезда не привлекла их своим светом. Любовь их, привязанная к свету преходящему, привела их к свету, который не преходит.

Ирод же, который по своему лукавству приказал волхвам возвратиться и хотел обмануть их, благодаря видению во сне, обманулся (в своих намерениях). "И получили они в видении повеление не возвращаться к нему (Мф.2:12)". Волхвы, в бодрственном состоянии похвалившие Ирода за то, что он не позавидовал родившемуся Христу, ибо сказал: "и я пойду, поклонюсь Ему (Мф.2:8)", посредством сна своего обличили его в том, что он лгал им в этих словах, так как на самом деле хотел Его убить. Получивши в видении повеление не возвращаться к нему, они как бы в зеркале усмотрели коварство убийцы. Итак, кто хотел обольстить бодрствующих, тот сам был обманут спящими.

Ирод думал надсмеяться над волхвами, так как видел, что они доверяют ему, но сам был осмеян ими при помощи видения. Таким образом тот, кто ранее смеялся, был осмеян, после того как волхвы узнали в видении, что они обмануты были им, когда он говорил: "и я пойду и поклонюсь Ему". Ибо как ради Езекии дано было знамение, возвестившее всем истину, дабы посредством солнца, возвратившегося назад, уразумели, кто есть Тот, Который возводит от смерти к жизни, так точно и эта звезда, хотя и явилась ради волхвов, однако, была знамением, благовестившим чрез волхвов всем созданиям. Ибо от сей звезды, которая, вопреки естественному порядку, подчинялась людям и указывала им путь, они научались уповать на Бога, ниспославшего Себя к людям, дабы указать им путь к Своему царству. И как при Его смерти солнце покрылось мраком, дабы мир узнал о смерти Его, так и явившаяся звезда потухла, дабы вся земля узнала о родившемся Сыне.

При радостном рождении явилась радостная звезда, а во время скорбной смерти явился печальный мрак. И как Езекия чрез знамение был освобожден от смерти видимой, так и волхвы знамением освобождены были от смерти сокровенной. Звезда, под водительством которой волхвы совершали путь, конечно, была видима им, тело же ее было скрыто: в сем качестве она подобна была Христу, Коего свет светил, конечно, всем людям, но пути шествия сокрыты были от всех людей.

"И открыли сокровища свои и принесли Ему дары (Мф.2:11)": "золото" - человечеству Его; "смирну" - смерти Его и "ладан" - Божеству Его; или, золото, как царю, ладан, как Богу и смирну, как смертному. Золото еще потому, что поклонение, которое делалось пред золотом, должно возвратиться к Господу своему, и ладан и смирну, так как они указывали на врача, который должен исцелить раны Адама. Тот же, Кто чрез откровение вразумил волхвов не возвращаться к Ироду, чрез откровение повелел и им (т.е. Иосифу и Марии) выйти из Египта, в чем исполнились два пророчества: - одно, которое говорит: "из земли Египетской призову Сына Моего (Ос.11:1; Мф.2:15)", и другое: "Рахиль плакала. Сбылось, говорит, слово, сказанное Иеремией" и т.д.

Святой Ефрем Сирин. Творения. Т.8. Репринтное издание. - М.: Издательство "Отчий дом", 1995, с.32-45.
 


Copyright © 2001-2007, Pagez, webmaster(a)pagez.ru