страницы А.Лебедева [pagez.ru]
Начало: Святоотеческое наследие

Преподобный Ефрем Сирин
Ответ брату о священнике Илии

Вопрос. Писание говорит о священнике Илии, что злословиста Бога сынове его, и не наказа их (1Цар.3:13); хотя слышим также, что отец делал им замечания и вразумления (2Цар.23-25).

Ответ. Будь внимателен к себе, чтобы ум твой, став очень любопытным, не уклонился с правого пути, блуждая, где не должно: потому что все есть дело веры. А если нет веры, то колеблющийся не найдет, чего доискивался. Ибо сказано: аще не уверите, ниже имате разумети (Ис.7:10). Об Илии говорится, правда, что не одобрял он детей своих, делавших худое. Но впрочем легко мог он и оставить зло, как показывает последующее слово. По крайней мере, что принял ты за вразумление, то не вразумление, а нерадение о любви к Богу; почему поведение Илия доходит до крайнего предела снисходительности. Но и в этом особое было смотрение, чтоб сам Илий собственными своими устами засвидетельствовал о беззаконии сыновей, как написано: Илий же состареся зело: и услыша, яже творяху сынове его сыном Израилевым. И рече им: почто творите по глаголу, егоже аз слышу из уст людей Господних? ни, чада, не творите тако, яко не благ слух, егоже аз слышу о вас еже творити люди, не служити Господеви. Аще согрешая согрешит муж мужеви, помолятся о нем ко Господу: аще же Господеви согрешит человек, кто помолится о нем (1Цар.2:22-25)? Итак, по засвидетельствованию самого отца, должно заключать о чрезмерном нечестии сыновей его. Не один человек, но все от малого до великого вопияли на них, как свидетельствует сам Илий: почто творите по глаголам сим, яже аз слышу глаголемы о вас из уст людей Господних? Всех обижали и соблазняли они, оскверняя священные жертвы; не только отвратили людей от приношения жертв, но даже, наконец, приводимые в ужас непозволительными делами, до каких доходили сыновья Илиевы, замышляли об отступлении и от веры. Послушай, что говорит Илий: не благ слух, егоже слышу о вас, еже творити люди, не служити Господеви. А если сказал: не творите тако; то, может быть, боясь народного раздражения, употребил сие выражение для смягчения вопиявших на детей его. Но если бы имел он попечение о богопочитании, то никак не потерпел бы, чтоб дети столько вредили оному, то есть, нарушали богослужение; но постарался бы тотчас искоренить беззаконие в собственном своем доме; потому что стражами закона были и сии священники, вознамерившиеся нарушать закон. И он или вразумил бы их законно, в случае послушания, или, в случае непокорности, отрешил, по преданию закона; потому что был и священником и судиею, и слову его внимал весь народ. Тогда совершенно избежал бы он Божия гнева; но, снизошедши к худым поступкам детей, справедливо и сам на себе испытал постигший гнев. Посему не Бог виновен: яко прав Господь Бог наш, и несть неправды в Нем (Пс.91:16). А что законное вразумление состоит в наказании, сие видно из следующего слова. У праведного Иова сказано: блажен человек, его же обличи Бог, наказания же Вседержителева не отвращайся. Той бо болети творит, и паки возставляет (Иов.5:17.18). Так и Апостол советует отцам воспитывать чад в наказании и учении Господни (Еф.6:4). Итак божественное Писание справедливо говорит об Илии, что злословиста Бога сынов его, и не наказа их; ибо Илий не имел той ревности по Боге, какую приобрели святые, но угодливость детям предпочел чаянию лучшего. Всякий здравомыслящий знает, кокою сострадательностью облечен был породивший нас благовествованием; имел он в себе утробы щедрот, благость, долготерпение (Кол.3:12); но как скоро слышал, что кто-нибудь из живущих в другой стране согрешил, не терпел сего и не молчал, но тотчас поручал предати таковаго сатане во измождение плоти, да дух спасется в день Господи нашего Иисуса Христа (1Кор.5:5). А блаженный Апостол Петр, не одобряя пренебрежения к божественному, признал недостойными и жизни отважившихся искусить Духа Святаго. Сыны же Израилевы, когда стали отступниками от Бога, сынов и дщерей своих закалали в угождение бесам. А Илий, будучи иереем, когда мог действовать, не обращал внимания на такое беззаконие. К уцеломудрению их не употребил ни наставления, ни телесного наказания, ни жестокого слова за осквернение священных жертв, когда в угождение бесам, собственными своими руками убивали они детей своих пред всяким сеннолиственным деревом. Кто признает Илия не ответственным в зле, после того, как он знал приговор, произнесенный на него все устроившим Богом?

Но милосердый Господь, желая покаянием спасти его от угрожающего гнева, чрез незлобивого отрока открывал ему открытое уже прежде, чтобы не возникло какое недоумение и не привело к дерзкой мысли, будто бы предречение сделано было по человеческому усмотрению, или по зависти и по недоброжелательству к нему некоторых, Бог восставляет защитника и свидетеля предсказанному, как говорит Божественное Писание: и отрочищ Самуил бе служа Господеви, пред Илием иереем: и глагол Господень бе в нем; в тыя дни не бе видение посылаемо. И бысть в день он, и Илий спаше на месте своем, и очи его начаста тяжце быти и не можаше зрети. И. прежде неже угасе светильник Божий, и Самуил спаше в церкви Господни, идеже кивот Божий: И ста Самуил... И воззва Господь: Самуиле, Самуиле. И рече: се аз. И тече ко Илию и рече: се аз, что звал мя еси? К рече: не звах тя, возвратися, и спи чадо. И возвратися, и спа. И приложи Господь еще воззвати Самуила, и воззва: Самуиле, Самуиле. И иде ко Илию вторицею, и рече: се аз, что звал мя еси: и рече: не звах тебе, возвратися и спи чадо. Самуил же в то время еще не познаваше Бога, прежде откровения ему гласа Господня. И приложи Господь призвати Самуила третицею: и воста Самуил, и иде ко Илию, и рече: се аз, что звал мя еси? И разуме Илий, яко Господь призывает отрочища, и рече: не звах тя, возвратися и спи чадо. И будет, аще воззовет тя Зовый, и речеши: глаголи Господи, яко слышит раб Твой. И иде Самуил и спа на месте своем. И прииде Господь и ста, и воззва его, якоже первое и второе: Самуиле, Самуиле. И рече Самуил: глаголи Господи, яко слышит раб Твой. И рече Господь к Самуилу: се Аз творю глаголы Моя во Израили, яко всякому слышащему сия, пошумит во обоих ушесех его. В день той воздвигну на Илия вся, елика глаголах и на дом его: начну и скончаю. И возвестих ему, яко отмщу на доме его до века в неправдах сынов его, о нихже ведяше, яко злословиста Бога сынове его, и не наказа их. И сего ради кляхся дому Илиину, яко не очистится грех дому Илиина в кадилах и жертвах его до века. И спа Самуил до утра, и утренева заутра, и отверзе двери храма Господня. И убояся поведати видение Илию Самуил. И рече Илий Самуилу: чадо; и рече: се аз. И рече: что глагол Господень, глаголанный к тебе нощию, чадо? Не скрый убо от мене от всех словес, глаголанных во ушеса твоя. Сия да сотворит тебе Бог, и сия да приложит, аще утаиши от мене слово от всех словес. И поведа ему Самуил вся словеса, и не утаи от него ни единаго глагола. И рече Илий: Господь сам, еже угодно пред Ним, да сотворит (1Цар.3:1-18).

Какая немощная душа в соблюдении Божиих заповедей! Какая законопреступная привязанность к нечестивым детям! Как не устрашишася плоти его (Иов.11:15), когда выслушал сие? Как не содрогнулась внутренность его? Как не подвиг сердца на отмщение законопреступным сынам своим в подражание ревности Финеесовой? Как не растерзал одежд своих, и оставался в доме по произнесении на него осуждения, и даже не поколебался? Не столько законопреступен был Ахар, сын Хармиин, взявший от клятвы (Нав.7:1). Сыны Илиевы, поступая вероломно и неприязненно, нечествовали пред самим Создателем, Который сказал Моисею и Аарону: в приближающихся Мне освящуся, и во всем сонме прославлюся (Лев.10:3). И еще: Рцы Аарону и сыном его, и да внимают от святынь сынов Израилевых, и да не осквернят имени святаго Моего, елика они освящают Ми: Аз Господь. Рцы им: в роды ваша всяк человек, иже аще приступит от всякаго семени вашего ко святым, елика аще освятят сынове Израилевы Господу, и нечистота его на нем, потребится душа оная от Мене (Лев.22:1-4). Но Илий не внял сему; почему и отшел, пожав плод смерти. Ибо согласился лучше оскорбить Бога, нежели прервать сострадательность свою к законопреступным детям. И хотя явно запрещал словом, говоря: не творите тако, чада; однако же в тайне участвовал в злодеянии детей. Вникни в смысл ответа; ибо говорит: Господь есть, и угодное пред Ним творит, что тоже значит, не соглашусь оскорбить детей своих. Даже и вразумленный Моисеем не отказался он от сострадательности к детям. Ибо Моисей, получив скрижали, сошедши с горы, и увидев поклонение тельцу, поверг скрижали и сокрушил их, и не уважил лица брата своего, но самым строгим голосом воззвал Аарона, говоря: что сотвориша тебе людие сии, яко навел еси на них грех велик (Исх.32:21). И Аарон, видя, что брат его воспламенен божественною ревностию, оправдывал себя, говоря так: не гневайся господине; ты бо веси людей сих устремление (22). Ста же Моисей во вратех полка, и рече: аще кто есть Господень, да идет ко мне. Снидошася убо к нему вси сынове Левиины. И рече им: сия глаголет Господь Бог Израилев: препояшите кийждо свой меч при бедре своем, и пройдите от врат до врат, и убийте кийждо ближняго своего, и кийждо брата своего, и кийждо соседа своего. И сотвориша сынове Левиины, якоже глагола им Моисей; и паде от людей в день той до трех тысящ мужей. И рече им Моисей: наполнисте руки ваша днесь Господу, кийждо вас в брате своем, да дастся на вас благословение (26-29). А попечительный о детях Иов каждый день приносил о них жертвы, чтоб чисты они были от грехов не только явных, но и мыслию совершенных. До такой степени старались праведники о том, чтобы плод чрева своего представить Господу непорочным. А слабодушного и нерадевшего об исправлении детей Илия не избавили от Божия гнева ни почтенная старость, ни прежнее дерзновение, ни священнический сан. Итак когда слушаем Божественные Писания, и враг начнет посевать в уме что-нибудь; тогда в вере основани (Кол.1:23), скажем ему: верен Господь во всех словесех Своих, и преподобен во всех делех Своих (Пс.144:13).

Святой Ефрем Сирин. Творения. Т.2. Репринтное издание. - М.: Издательский отдел Московского Патриархата, 1993, сс. 424-430. // Творения иже во святых Отца нашего Ефрема Сирина. Писания духовно-нравственные. - Сергиев Посад. Типография Св.-Тр. Сергиевой Лавры, 1907.
 


Copyright © 2001-2007, Pagez, webmaster(a)pagez.ru